Проекты

Анонс
Буклет. Москва
Буклет. Югославия
Буклет.Перевод
Пресса о проекте
    Успех
    Амадей
    Аэрофлот
    Банк
    Вояж сентябрь 1997 г.
    Красота и мир
    Независимая газета 01.08.1997
    Независимая газета 17.09.1997
Пресса. Югославия
Фото

Под небом Югославским

«За всеми разговорами о братстве народов и взаимодействии культур стоит политика», – считает Влад Демченко, актер и продюсер

Влад, как в наше непростое время ты вдруг задумал продолжить Дягилеские русские танцевальные сезоны в Европе и вывезти почти 150 человек? Да еще взять старт в Югославии?
Может быть именно потому, что мы живем в достаточно сложное время, когда и театрам, и творческим коллективам приходится вести (не боюсь этого слова) жестокую борьбу за выживание, очень важной составляющей профессии артиста стало продюсирование. В спектакле «Контрабас» я играл главную роль, но взял на себя смелость попробовать свои силы и в качестве продюсера: в результате спектакль пользовался успехом и В России, и в Европе. Тогда-то я и полюбил Югославию… Мой друг Александр Самойленко, с которым мы вместе учились в Щукинском училище, поддержал мою идею о создании Международного центра «Коломбина», хотя мы оба прекрасно понимали, что глобальные проекты, подобные «Русскому танцевальному сезону в Европе», – это огромное испытание.
И все же решились. Хотелось заработать?
Хотелось и самим заработать, и дать возможность заработать артистам. Мы буквально стойку на ушах делали, чтобы спонсоров найти, но в первую очередь в этот проект сложили все, что имели, сами. Большую часть расходов взял на себя Саша, один из владельцев Театрального клуба «Маяк» в Театре Маяковского. В результате у нас долги, но мы не жалеем, что фестиваль состоялся. Это первая крупная акция в Сербии и Черногории после снятия эмбарго со страны.
Но если у вас такой минус в финансовом выражении, значит затея не вполне удалась?
В финансовом отношении – да, но в остальном… Главное – фестиваль прошел в Югославии, с которой у меня свои отношения. Я был здесь во время эмбарго на Ново-Садском летнем фестивале со своим первым спектаклем «Шаль-К» и играл в театре, где декорациями были небо, Дунай, старая крепость, звезды, луна. Для меня это стало потрясением – я почувствовал слияние своей профессии с природой, необыкновенное ощущение гармонии. А после Ново-Садского фестиваля мы ехали через Балканы, и встреча с Монте Негро меня потрясла еще больше: увидев однажды Черногорию, ее не забудешь никогда. Четвертый раз я приезжаю сюда и счастлив, что привез нынче артистов балета, уникальный ансамбль «Березка» и Государственный ансамбль танца «Казаки». Мы выступали в Белграде, и люди стояли, аплодировали… Многие плакали и не расходились после концертов.
Непонятно, почему при таком приеме и огромном количестве желающих попасть на выступления наших танцоров, особенно балета, концертов было мало. Может быть, надо честно признать, что ты – актер, а не продюсер?
Не хотелось говорить об этом… Но дело не в том, что продюсер – не моя основная профессия. Кредо «Коломбины» – хорошо и четко организовывать праздники. Уже четыре года центр вывозит в эту страну российские театральные коллективы. Помимо этого, мы организовали гастроли наших театров в Германии, Швейцарии и Австрии. «Коломбина-центр» был удостоен международного диплома за продюсирование спектаклей «Шарф Коломбины» в постановке Зуева. Причины того, что акция прошла не столь удачно, как хотелось, в проблемах этого государства. Самое страшное, что за всеми разговорами о братстве наших народов, о взаимодействии культур стоит высшая сила – политика! Никогда не мог предположить, что культура может использоваться как игрушка в руках политических деятелей. В Белграде нас принимали прекрасно под патронажем братьев Карич, а когда мы приехали в Черногорию в Подгорицу, а затем в Бар, то ощутили блокирование – на нас не обращали внимание. Просто плюнули на нас.
Я видела полный зал в народном театре в Подгорице – люди умоляли, чтобы им продали билеты.
Ко мне в слезах подошла старая черногорка, протянула несколько купюр и сказал: «Это все, что у меня есть. Я всю жизнь мечтала увидеть балет». Я, конечно, провел ее и посадил на свободное место. Дело в том, что билеты не продавались. Министерство культуры Черногории взяло несколько концертов и раздало билеты кому хотело, а обыкновенные люди так и не смогли попасть никуда. Я умолял министра культуры дать возможность на разных площадках выступить балету (а среди них российские звезды Ольга Суворова и Эрика Лузина), но увы! А знаменитой нашей «Березке» дали возможность показаться лишь один раз, так же, как «Казакам». «Березка» объездила 65 стран, а в Черногории вынуждена была загорать. Министр культуры Брана Лышевич помнит меня по фестивалю Гранд-театр в Будве; она выразила восторг по поводу балета, но не захотела ничем помочь. У меня сложилось впечатление, что ей нужна была «галочка», что в Черногории состоялась акция «Русский танцевальный сезон». А то, что мало кто смог нас посмотреть, ее не касалось. Правда, как известно, не бывает плоской, она такова, как есть. И все же я доволен – мы подняли масштабную акцию.

Марина АНДРУСЕНКО