Проекты

Анонс
Буклет. Москва
Буклет. Югославия
Буклет.Перевод
Пресса о проекте
    Успех
    Амадей
    Аэрофлот
    Банк
    Вояж сентябрь 1997 г.
    Красота и мир
    Независимая газета 01.08.1997
    Независимая газета
Пресса. Югославия
Фото

За державу не обидно

"Добро пожаловать на Черногорское побережье. Вас ожидает теплое море, прекрасные пляжи, пышная растительность, комфортабельные гостиницы и радушное черногорское гостеприимство." Эти завлекательные слова я вычитала в рекламном туристическом проспекте, попавшемся мне на глаза задолго до поездки, никак не предполагая, что увижу все эти чудеса своими глазами и, вдобавок, стану участником грандиозной гуманитарной акции - фестиваля "Русский танцевальный сезон в Европе". Однако все по порядку.

Эта история началась давно, в 1991 году, в Москве. Двое предприимчивых молодых людей - актер театра Рубена Симонова Влад Демченко (ныне - генеральный директор фестиваля) и администратор театра Вахтангова Александр Самойленко (сейчас - генеральный продюсер этого же фестиваля), объединив свои творческие потенциалы, создали Международный независимый продюсерский "Коломбина-центр". Пройдя все препоны организационного периода, они не только состоялись, но и по праву могут говорить о своем вкладе в культуру. Судите сами. В 1991 -1994 годах "Коломбина-центр" организовал гастроли ряда ведущих столичных театров по городам бывшего СССР, хотя времена уже наступили нелегкие и театрам приходилось искать спонсоров для гастролей. Киев, Ташкент, Санкт-Петербург и Самара с радостью встречали московских актеров.

В 1992-м Центр организовал фестиваль малых форм "Москва ХХI-век" в Австрии, а с 1991 по 1996 год был устроителем гастролей российских театров в Германии, Швейцарии и Австрии, организатором выступления в Греции дивертисмента Большого театра. Деятельность Центра не осталась незамеченной. В 1996 году он был награжден международным дипломом за продюсирование спектаклей "Шарф Коломбины" в постановке Анатолия Елизарова и "Контрабас" в постановке Сергея Зуева. Добившись международного признания, Влад и Александр не стали почивать на лаврах.

К этому моменту они уже с головой окунулись в работу над новым проектом, который не случайно был связан с югославскими республиками Сербией и Черногорией: Влад влюблен в Югославию, и, кстати, прекрасно говорит по-сербски. Они привезли спектакли "Шарф Коломбины" и "Контрабас" в Будву - один из самых старинных и красивейших городов на побережье Адриатики, первое упоминание о котором можно найти в описаниях Грека Стилакса, относящихся к IV веку до н.э. У Будвы бурная история. Этот город-крепость на берегу моря, на границе между Восточной и Западной частями Римской империи, всегда был приманкой для многих завоевателей. Ныне Будва и ее окрестности, где расположено несколько средневековых монастырей, - известнейший туристический центр, славящийся своими прекрасными песчаными пляжами, мягким солнечным климатом и теплым прозрачным морем. Здесь, на Будванской Ривьере, находится один из самых знаменитых и дорогих отелей мира "Свети Стефан" (Святой Стефан). Это целый туристический городок на островке, соединенном с берегом песчаной косой. Город-гостиница состоит из 80 отдельных домиков, принадлежавших раньше рыбакам и переделанных в шикарные номера и апартаменты, и представляет собой единственный подобный комплекс в мире. На пляжах "Святого Стефана" отдыхали София Лорен, Карло Понти, Питер Устинов, Керк Дуглас, Индира Ганди, Гамаль Абдель Насер, Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Роберт Макнамара, Сиримао Бандаранаике и многие другие знаменитости. А ныне здесь не в диковинку услышать и русскую речь. Наши туристы с удовольствием вкушают прелести "сладкой жизни".

Но в 1996 году, приехав в Будву с "Контрабасом" и "Шарфом Коломбины", Влад и Александр преследовали иные цели, нежели ставят себе гастролеры "по югам": отдохнуть, а заодно и какую-нибудь халтурку показать. Это был жест доброй воли по отношению к братьям-славянам, истосковавшимся за годы войны и блокады по искусству.

"Коломбина-центр" успешно сотрудничает с республиками Сербия и Черногория, и этот успех в немалой степени - заслуга лично Влада Демченко, беззаветно влюбленного в эти края. Неудивительно, что фестиваль "Русский танцевальный сезон в Европе" открылся именно в Югославии. Исторические и культурные связи между нашими народами были безжалостно разорваны войной, охватившей почти всю страну. Пришло время их восстанавливать. Партнерами "Коломбина-центра" со стороны Югославии выступили Министерство культуры Черногории, культурные центры городов Бар и Котор, а также "Каридж-фонд", осуществлявший информационную поддержку фестиваля на местных ТВ, радио, в прессе.

Фестиваль "Русский танцевальный сезон" открылся в самом престижном концертном зале Белграда, "Сава-Ценр", вмещающем 4,5 тысячи зрителей. Более получаса публика стоя аплодировала звездам русского балета и нашей "Березке".

Фестиваль продолжает традиции "Русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева. Нынешний фестиваль по составу участников смело можно назвать звездным. Ольга Суворова, Эрика Лузина, Татьяна Лидовских, Кирилл Никитин, Александр Сомов, Андрей Пшеницын, Александр Евдокимов, Эдуард Смирнов покорили своим искусством зрителей и Белграда, и Бара, и Подгорица, и Котор. Концерт в Которе был уникальный, впечатление от увиденного - ошеломляющее. Наши артисты выступали на открытой площадке, где декорациями служили крепостные стены, возведенные в 10-11 веках н.э., а крышей - звездное небо. Природа, архитектура, танец - все сочеталось настолько органично, что исчезло ощущение времени, национальности, возраста. Мы все - публика и артисты - пребывали в каком-то волшебном пространстве всеобщего понимания и любви...

Еще одним украшением "Русского сезона" стал прославленный фольклорный коллектив "Березка" под руководством Миры Кольцовой.

Государственный ансамбль танца "Казаки России" (г. Липецк), также выступивший в рамках фестиваля, познакомил зрителей с казачьим фольклором. Созданный в 1991 году под руководством Леонида Милованова, коллектив с успехом гастролировал в Испании, Португалии, Франции, Италии, Греции, собирая полные залы.

Леонид Милованов собирал свой коллектив по одному, объезжая российскую глубинку. Именно оттуда вывез он своих солистов Валерия Секотова, Евгения Виноградова, Наталью Потапову, чье фуэте неизменно вызывает крики восторга в любой аудитории. Труд танцовщиков, поистине каторжный во время репетиций, вознаграждается сторицей зрительскими признательностью и восторгом, от которых разрывалась грудь от гордости за наше российское...

Хороша страна Черногория. Все у них есть: и море теплое, и ласковое солнце, и добрые люди. А теперь и мир приходит на эту многострадальную землю.
Забудутся трудности, связанные с политическими разногласиями, что отразилось даже на событиях фестивальных. Но ощущение праздника, задуманного и состоявшегося, останется надолго.

А у руководителей "Коломбина-центр" после фестиваля туг же возникли новые заботы. "Русские сезоны" - это живой организм, он движется, перетекает из одной страны в другую. Следующая акция состоится в Москве.

В дни юбилея столицы состоится гала-концерт в Петровском дворце (бывшая академия Жуковского на Ленинградском проспекте). В феврале 1998 года "Русский сезон" с нетерпением ждут в Вене, а уже весной в Париже (вот бы порадовался старик Дягилев - есть продолжатели его славных дел!). И ей-богу, соотечественники, нам есть чем гордиться: мы по-прежнему "в области балета впереди планеты всей"!

Екатерина Будаева