Проекты

Анонс
Буклет. Москва
Буклет. Югославия
Буклет.Перевод
Пресса о проекте
    Успех
    Амадей
    Аэрофлот
    Банк
    Вояж сентябрь 1997 г.
    Красота и мир
    Независимая газета 01.08.1997
    Независимая газета
Пресса. Югославия
Фото

Русский танцевальный сезон в Европе:
СЕРБИЯ, ЧЕРНОГОРИЯ

С огромным успехом прошли в городах Югославии - Белграде, Баре, Подгорице, Котаре - выступления звезд русского танцевального искусства.

- Язык танца - язык международный. Он ясен всем без исключения. Поэтому и возник наш проект, - рассказывает Влад Демченко, генеральный директор про-дюсерского «Коломбина-центра», ведущий актер театра и кино. - Свой проект мы посвящаем, - продолжает Влад, -Сергею Дягилеву, чье 175-летие мир отмечает в этом году.

Дягилевские «Русские сезоны» во Франции, Италии, Испании, позже в Англии и США устраивались с целью демонстрации мастерства артистов из России. Этот великий патриот и экспериментатор говорил про балет: «Недостаточно радовать глаз. Я желаю также заинтересовать сердца». И это ему удалось.

Явление Дягилева невозможно забыть. Оно вошло в сокровищницу культуры. Дягилеву принадлежит и мысль, что искусство должно быть вечно молодым. Оно должно изменяться и обновляться. Этот образ мыслей мне и продюсеру проекта Александру Самойленко чрезвычайно близок. И наш фестиваль по составу участников очень молодой, но его можно назвать звездным.

Классический балет был представлен на фестивале солистами Большого театра, Мариинского, Воронежского театра оперы и балета. Украшением сезона стал и прославленный фольклорный коллектив «Березка». На ура были приняты «Казаки России», - рассказывает Влад Демченко.

Я видел глаза публики, как эмоционально люди делились впечатлениями об увиденном. Я бы сказал - это было какое-то единение народов. Все-таки мы очень близки по духу друг другу, мы братья-славяне. Это не описать словами. Так это было в Белграде - Сербии, так это было и в Черногории, в городах Подгорице, Баре.

Трудно передать свое волнение, когда я услышал перед началом концерта в Подгорице, как пожилая женщина дрожащими руками протягивала 40 динаров, просила, чтобы ее пустили на концерт, о котором она мечтала 21 год. Ровно столько в Югославию не приезжали солисты балета Большого театра.

Солистка балета Эрика Лузина: «Хочется еще раз станцевать в Саво-центре в Белграде - одном из лучших европейских залов. Публика в тот вечер была удивительно сердечна и доброжелательна. Мы танцевали с удовольствием, как дома, как на родной сцене, хотя без поддержки труппы танцевать в малом составе, в дивертисменте довольно сложно.

Мы неторопливо путешествовали и по сказочной стране Черногории. Наши дни вне концертов проходили в прогулках по морю, мы посещали музеи и соборы. Вечера и ночи после концертов проводили в кафе на набережной, куда сходились многие участники фестиваля. Мы танцевали и импровизировали с удовольствием, и часто вечер продолжался до восхода, собирая толпы поклонников. Идеальные оазисы спокойствия и гостеприимства - городки, в которых мы жили и где проходили наши выступления...

Полюбился местной публике и привезенный нами шлягер «Мальчик хочет в Тамбов»...»

Солист Кирилл Никитин: «Незабываемый концерт состоялся в Котаре - исторической сокровищнице, находящейся под эгидой ЮНЕСКО. Танцевать на открытой площадке у стен древней крепости - это так необычно! Мы, смело могу сказать обо всех солистах, танцевали с особенным вдохновением. Аромат истории создавал какое-то особое настроение. Я, помню, поймал себя на мысли:
«Мы, звезды балета, под звездным небом Черногории! Таких звезд я не видел нигде в мире! Эти же звезды светили тысячу лет назад».
,br> Солистка балета Ольга Суворова: «Для меня поездка была очень интересной. Мы так мало знаем о Черногории! Земля щедра к тем, кто на ней живет, и туристам. На редкость интересная для этнографов и художников. Знаток моря Жак-Ив Кусто утверждал, что именно часть Адриатического моря, принадлежащая Черногории, самая чистая часть Средиземного моря. Как он был прав! Никогда не могла представить себе море таким лазурно-прозрачным! А оно еще и теплое, и ласковое! Незабываемо выступление в Котаре! Этот город - божественный замысел и творение рук человеческих!»

Художественный руководитель ансамбля «Березка» Мирри Кольцова:
«Необыкновенность придает еще и особый солнечный свет. Удивляешься только солнцу, которое заходит, скрываясь от красоты такой невиданной. Каждый, побывав здесь однажды, захочет когда-нибудь сюда вернуться. И люди, которые здесь живут в такой красоте, поэтому так приветливы и сердечны. Дай Бог, мы приедем обязательно сюда еще с концертами...»

Если участники танцевального сезона смогли немного насладиться морем, увидеть пусть не все, хоть что-то из многочисленного историко-культурного наследия Сербии и Черногории, то его руководители Влад Демченко и Александр Самойленко «тянули» проект и не выпускали его из своих рук до последнего дня.

Огромная дерзость - поднять двум молодым людям дело с участием 150 артистов. Для этого надо обладать сумасшедшей энергией и иметь огромное желание. А на пути были и политические «разборки» внутри страны, приведшие к смене правительства в Черногории, чуть было не сорвавшие гастроли, и финансовые «ямы», но проект не только не сорвался, он прошел успешно, порадовал югославских любителей балета и русской культуры. Он подарил людям праздник.

Уникальное зрелище - так охарактеризовал увиденное корреспондент агентства ТАНЮГ Влатко Вузовир.

Член семьи братьев Карич - одной из самых влиятельных фамилий в Югославии, президент благотворительного фонда - Мара Карич отозвалась о Русском танцевальном сезоне в Европе как о первом культурном событии в Сербии после блокады. «Мы очень любим русскую музыку, русское искусство вообще. Русский балет - это мировой эталон. Поэтому Саво-центр был переполнен на всех концертах, будь то звезды русского балета или «Березка». У нас общие корни. Может быть, поэтому «Березка» так тепло была принята. Но я думаю, что это и высокий уровень искусства. Русский танцевальный сезон в Европе - это самое важное культурное событие в Белграде. Огромное вам спасибо! Очень важно отметить, что все деньги от этих концертов поступят в фонд помощи жертвам войны».

А впереди у «Коломбина-центра» новые планы, а значит, и новые проблемы, и новые победы! О них мы расскажем в другом репортаже. Остается только поблагодарить спонсоров проекта: авиакомпанию «Аэрофлот», которая оказывает активную поддержку многим благотворительным начинаниям, но опыт работы с «Коломбина-центром» у нее был первый; а также Восточно-европейское страховое агентство.

Э. УЛАНОВА