Проекты

Анонс
Буклет. Москва
Буклет. Югославия
Буклет.Перевод
Пресса о проекте
Пресса. Югославия
    Программа фестиваля
    Победа. 17.07.1997
    Победа. 19.07.1997
    Победа. 20.07.1997
    Победа. Недельный выпуск
    Победа. 24.07.1997
    Бар. 24.07.1997
    Победа. 25.07.1997
    Победа. 26.07.1997
    Победа. 01.08.1997
    Культура 2-3.08.1997
    ДТ Культура 03.08.1997
    ДТ Культура 04.08.1997
    Свет 04.08.1997
Фото

Большой театр в Черногории
ПОЭЗИЯ АРАБЕСКА

ГРАЦИОЗНОСТЬ БАЛЕРИН И ЭЛЕГАНТНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ТАНЦОРОВ, ВЕРНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ - ЭТО ТО ОБЩЕЕ, ЧТО ПРИСУЩЕ ВСЕМ АРТИСТАМ ТРУППЫ "ЗВЕЗДЫ РУССКОГО БАЛЕТА"

Дивертисмент, составленный из тщательно выбранных номеров больших балетов, различных по стилю и направлению (творений выдающихся хореографов, пан Петипа, Иванов, Фокин, Горений, Захаров, Голейзовский, Мессерер, Лавровский], дал нам возможность лицезреть не только парад талантов и технического совершенства артистов балета, но и сопереживать радость встречи с блестящими танцами из богатого хореографического наследия русского балета.
Труппа Большого и других театров оправдала все наши ожидания: исключительная музыкальность, гармоничность ансамбля (особенно женского), прекрасные солисты, сочетающих в своем исполнении связь танцевального таланта с драматическим, а что является давней и исконной традицией русского балета. Особенное очарование этой программе доставляют чередование различных по своему характеру номеров.
Концерт открывает торжественный "Полонез" и исполненный веселья "Краковяк" из оперы "Иван Сусанин" (М. Глинка). а затем изумительный "Русский танец", донесший нам через образную красоту хореографического рисунка. как и благодаря отличному исполнению, запахи России, вызывая из памяти пушкинские строки - "там русский дух, там Русью пахнет". Увидели мы и отрывок из классической "Жизели" (Адана).Это "па де-де" в исполнении Э. Лузиной (Низель) и А. Сомова (Альберт).Они убедительно раскрывают тему сильной, как и ранее (когда Жизель была жива), вечной любви. Только сейчас эта любовь наполняется высшим смыслом, становясь поэзией, она - освобожденная от человеческих слабостей, всего земного - становится выражением дыхания любви.
Балерина Эрика Лузина (в большом театре танцует с 1980 года), обладательница многих наград различных фестивалей балета убедила нас своей виртуозностью и в темпераментном "Индийском танце" (в нем выступила вместе с А. Евдокимовым, А. Мубаряковым и др.), но мне хочется остановиться на ее роли Авроры "Спящая красавица", в которой она действительно блистала чистотой танцевальной линии. Собственно говоря, эта роль для каждой балерины становится своего рода экзаменом на творческую зрелость и Эрика Лузина ярко продемонстрировала эту "зрелость" перед нашей публикой, хотя мы видели только часть ее "Адажио" Авроры с четырьмя кавалерами. Роль принцессы Авроры требует от балерины не только мастерства, но и глубокого проникновения в образ - перед нами возникает настоящая "Спящая красавица", которая замерла в предчувствии любви.8 движениях девушки чувствуется ее готовность ответить на зов любви. Здесь же четверо юношей-соперников, пытающихся склонить ее на свою сторону. В мастерски поставленном танцевальном квинтете отражена игра мысли о возможном выборе жениха – колебания, сомнения, кому (да и вряд ли кому из них ) отдать свою любовь. Она завершается тем, что принцесса это отчетливо показывает, отвергая все их ухаживания. Конечно то, как их обводит Эрика Лузина, остается незабываемым.
Исключительное впечатление составляют номера "Весенние воды" (дуэт А. Бардинской и Н. Никитина) и "Арлекинада" в исполнении запоминающихся О. Тубаловой и А. Пшеницына. Впрочем, А. Пшеницын публику в Подгорице завоевал и исполнением "Гопака" (Соловьев-Седой) - своими блестящими прыжками, характером, искрометной энергией. Затем мы увидели "Персидский танец", в котором наряду с Е. Захаровой незабываемое впечатление оставил и весь женский ансамбль,(этот ансамбль был безукоризненным и в "Лебедином озере".
Вообще, грациозность балерин и элегантная выразительность танцоров, верность и музыкальность исполнения - это то общее. что присуще всем артистам труппы "Звезды русского балета".
Адажио Одеты и принца ("Лебединое озеро", Чайковский), в КОТОРОМ поэтическая сказка о заколдованной птице превращается в живую человеческую драму, исполнили О. Суворова и А. Сомов. Суворова - "Лебедь" являет собой птицу величественного полета, в котором, лепя тонкую пластику этого образа, раскрывается его внутренний лиризм, нежная девичья душа, полная любви. Танец Ольги Суворовой восхитил публику не только изумительной техникой, но и выразительностью, экспрессией. Необыкновенное впечатление оставила и ее Вакханка в "Вальпургиевой ночи", импрессивной хореографической сцене из оперы "Фауст" Ш. Гуно. В озорном живом танце вместе с отличным А. Евдокимовым (как и А. Пшеницыным, К. Никитиным и др.) Суворова вновь блистательна. Балерина, которая свое мастерство совершенствовала под неустанным оком Улановой и Семеновой. выступала солисткой с 1984 по 1991 год. Затем танцевала в Венской национальной опере, а ныне - солистка "Кремлевского балета".
"Шопениана" не названа в программе (также как и "Дон Кихот") стала настоящим подарком любителям балета. Это олицетворение мира романтически настроенного юноши дает нам возможное в легком, воздушном исполнении балерин, порхающих словно нимфы, почувствовать не только элегию, таящуюся в музыке Шопена, но и принять Сильфид, как живое воплощение, инкарнацию женских душ. В каждом движении чувствуется чистая поэзия, та, о которой мечтал Фокин, ставя эту "романтическую Фантазию", как он назвал "Шопениану". Было бы великолепно, если бы нам была показана вся "Шопениана".
"Па де де" из балета "Дон Кихот" (Минкус), в котором своим танцем нас очаровали солисты Ледовских (как страстная Китри) и Смиров (Базиль). представляет еще одну приятную неожиданность, ибо появилось в программе, скорее всего, позже т.е. после приезда Татьяны Ледовских в Москву (балерина сейчас работает в Америке). "Дон Кихот" является балетом, требующим как от танцоров, так и от танцовщицы виртуозной техники владения классическим танцем. Эти двое, действительно, как показали технику, чистоту и строгость стиля, как и продуманность танца, характер, серьезность полхода к проникновению в музыкальную драматургию.
Концерт завершился уже упомянутой "Вальпургиевой ночью", а после - публика очень долгое время своими спонтанными, мощными аплодисментами не уставала выражать свое признание мастерам искусства. Исполнение Фрагментов балетов, насчитывающих 100-150 лет своего существования, в концерте "Звезды русского балета" доказывает (а восторженный прием, оказанный публикой, это подтвердил), что время не властно над истинной красотой классического танца.

СЦЕНА

Большие балетные ансамбли, насчитывающие свыше 150 человек, а значит и великие классические балеты, когда на сцене порой появляются до пятидесяти исполнителей сразу, явно не могут выступать на сцене черногорского народного театра - слишком она мала. Во всей Югославии для таких больших ансамблей и больших хореографических постановок есть только одна сцена и она в Белграде.
Именно эта причина определяет заранее и будущие гастроли. Остается фактом, что некоторые балетные Фигуры высшего класса публика Подгорицы не смогла увидеть, ибо у артистов балета не было достаточно простора, чтобы показать все что может танцеваться на большой сцене или на открытом пространстве. Однако в Черногории есть немало приемлемых открытых площадок для больших ансамблей и большой хореографии (что "Самсон и Палила" доказали), а поэтому будущие гастроли, когда речь идет о больших ансамблях, следовало бы планировать на таких площадках.