Пресса

Не стоит жить с протянутой рукой

Алиса Никольская
Газета "Культура" 27 августа - 2 сентября 1998 г.

Рецепт успеха от Владислава Демченко

В наше время, когда излюбленным понятием во всех кругах стала "независимость", а самым модным статусом -- быть "никому не принадлежащим", данный заразительный пример докатился и до театрального мира.

Что же все-таки такое независимый артист? Даже если человек кочует из антрепризы в антрепризу, в большинстве случаев его все равно воспринимают как артиста одного конкретного театра. Да и антрепризу чистым искусством не назовешь. Бывает, что артист, отчаянно стремясь высказать свою точку зрения на театральный процесс, открывает свой театр. Но это палка о двух концах: с одной стороны, кажется, ты сам себе хозяин. С другой -- есть опасность целиком погрузиться в административные дела; ведь удержать театр на плаву -- дело весьма хлопотное, а потому на творчество уже не остается ни сил, ни времени.

И потому вдвойне приятно, когда в поле зрения появляется человек, сумевший на собственном примере доказать, что независимый артист вполне может существовать -- самостоятельно распоряжаясь собой, успешно ведя свои дела, одновременно находясь в отличной творческой форме и не проводя время в бесконечных жалобах на "нелегкую жизнь".

У многих театралов имя Владислава Демченко связно с Театром имени Р. Симонова, где он служит уже больше десяти лет. Но при этом актер еще работает в Международном центре имени Ермоловой, репетирует в Театре на Таганке у Ю. Любимова+ И вместе с этим занимается активной продюсерской деятельностью, причем связанной не только с собственной персоной. Подробностями о том, что побудило его дойти "до жизни такой", делится сам Владислав:

-- Все началось с понимания: актер должен сам устраивать свою судьбу. После окончания Щукинского училища я собирался уезжать работать в Петербург. Но Евгений Симонов позвал меня в свой театр на роль Подсекальникова в спектакль "Самоубийца", которую я, кстати, играю до сих пор. Когда театр был на гастролях в Австрии, на один из спектаклей пришла дама-продюсер и предложила поработать в Вене с австрийскими актерами на немецком языке. После этой работы у меня появились связи, и, приехав в Москву, я подумал, почему все ездят за границу, а мы не можем? И попробовал сам организовать первые гастроли. В ту же Вену повели спектакль известного мима Анатолия Елизарова под названием "Шарф Коломбины". Когда я добывал деньги, меня обманули, и это выяснилось уже на месте. Но в Вене удалось буквально за три дня найти фирму, которая дала мне эти деньги наличными. Гастроли прошли отлично. Потом я повез этот же спектакль в Гамбург. Затем нас пригласили на фестиваль в Югославию+ Так и пошло. А в прошлом году я вместе со своим партнером Сашей Самойленко вывез в Югославию 158 человек -- программу "Звезды русского балета", куда вошло несколько коллективов. Это был огромный проект, с большим количеством спонсоров.

Однажды молодой режиссер Сережа Зуев принес мне пьесу "Контрабас" по рассказу П. Зюскинда. Я к тому моменту закончил Институт Гете в Берлине, получил диплом европейского образца. Институт Гете поддержал этот проект, дав на него пять тысяч марок. Путь этого спектакля оказался очень болезненным, но я надеюсь, что его ждет долгая творческая жизнь. Сначала он назвался "Контрабас", потом не стало Анатолия Крупнова, одного из исполнителей, и после перерыва мы возобновили спектакль под названием "Слепи свою маску".

Став определенным этапом для Владислава, позволив соединить его талант актера и мастерство продюсера, спектакль стал событием для московских подмостков и приобрел немалый успех за рубежом. Есть и перспектива: на будущий год он примет участие в Авиньонском фестивале.

Учитывая подобный пример, невольно задаешься вопросом: значит, коммерческая и административная деятельность не всегда способны погубить творческое начало? Значит, актер вполне может быть продюсером?

Что, кажется, пока неплохо получается у Демченко. Иначе Юрий Любимов не пригласил бы актера на главную роль маркиза де Сада в новом спектакле "Марат/Сад" (ведь всем известно, насколько мэтр нетерпим к самостоятельным точкам зрения занятых у него актеров). Другое дело -- надолго ли хватит энергетического потенциала, ведь пока ты молод -- тебе море по колено. Но это покажет время. Пока же актер-продюсер Владислав Демченко полностью контролирует собственные передвижения в театральном пространстве.

Разумеется, данная актерская судьба -- не рецепт спасения от всех издержек профессии. Каждый волен выбирать сам, как ему существовать. Вопрос именно в свободе выбора -- и в последствиях его правильности или ошибочности. И не надо всем становиться независимыми, а только тем, кто уверен, что справится, и для кого независимость -- умение одолевать трудности, а не бегство от них.


----------