Пресса

Многоканальный звук в формате 5.1-N.1.
Синематеатр.

Весной прошлого года (№1 2008г.) мы опубликовали интервью со звукорежиссером Юрием Гурьяновым (Многоканальный звук в формате 5.1-N.1. Проджект-студии для хороших фильмов), где шёл разговор о цифровом кино, телевидении высокой четкости (HDTV) и Blue-Ray. Был дан ряд прогнозов по этим темам. Некоторые из них уже сбылись. Мы решили вновь встретиться с Юрием. Живую полемическую беседу продолжает наш корреспондент Олег Морозов.

Олег Морозов: Юрий, как прошел 2008 год и что сейчас на горизонте?

Юрий Гурьянов: 2008 год прошел суперпродуктивно. Состоялось около 30-ти крепких DVD-релизов (RUSCICO) с моим звуком 5.1, некоторые просто очень удачные. В декабре стал членом Союза Театральных Деятелей (СТД) России, продолжая свою 14-летнюю карьеру звукооформителя и «живого» звукорежиссера в Московском Драматическом театре имени Рубена Симонова под руководством народного артиста России Вячеслава Шалевича. (рис. 2). Запустил рентабельный многоканальный постпродакшн в двух мелких молодых компаниях, начинающих работу в цифровом кино.

О.М.: Не слишком «раскидисто»? Говорят, что «широк больно русский человек, надо бы сузить»?

Ю.Г.: Будучи, по жизни, «белой вороной», в 50 лет менять что-либо уже не стоит. Мне нравится «многостаночность». Это мой стиль.

О.М.: «И кочегары мы, и плотники …»

Ю.Г.: Именно так.

О.М.: Я вижу 2 монитора у Вас новые, как обещали. Full HD 1080p наверное?

Ю.Г.: Естественно. И рабочая станция новая, на базе PC Intel Core Quad 9300 (абсолютно бесшумная). Можно подключать в реальном времени параллельно сколько угодно различных многоканальных акустик и эффектов. В моем рабочем темплэйте их «навешено» больше десяти. Загрузка процессора при этом менее 15 процентов.

О.М.: Ваши «Ямахи» NS-10 менять не стали. Смысла не видите?

Ю.Г.: Были мысли по поводу компактных «Dynaudio» или «Adam», но возникли семейные обстоятельства, поглотившие отложенные средства. Пусть NS-ки ещё послужат. Старый друг лучше новых двух. Я так давно работаю на этом комплекте,что чувствую его «кожей». Фильмы я тоже смотрю на нём, поэтому всегда нахожусь в «едином правовом поле».

О.М.: Юрий, а чем сейчас голова «забита»?

Ю.Г.: Цифровое стереокино. Недавно меня просто перевернула статья Александра Мелкумова «Для стереосъемки нет надлежащего инструментария» (журнал «ТТК» №1 2009г.). Зачесались руки на эту историю. Дюже понравилась разработка НИКФИ, «спарка» двух малогабаритных камер HDV. Это уже реальный вариант для простых смертных приобщиться к этой теме. Особенно после выхода камеры Panasonic HDC-HS100 (1080p !!). Парочку таких камер, да в руки талантливым людям… Хочешь в «стерео» снимай, хочешь порознь. А программ сколько вышло новых и «конкретных» для многокамерного монтажа … Конечно, всё не так просто. Но это грандиозный шаг к массовому цифровому кино. Ценовая категория таких камер вполне доступна среднему классу. Я думаю, что уже осенью появятся в Интернете («параллельном киномире») HD-кинопродукты, снятые такими «сладкими парочками». И, как обычно, телевидение будет поглядывать на это издалека.

О.М.: «Издалека, доо-лго, течёт река Волга…»

Ю.Г.: Вы за год неплохо научились петь.

О.М.: Да! Кстати, забыл совсем. Поздравляю со вступлением в СТД. (рис. 3) Театр в Вашей жизни занимает большое место?

Ю.Г.: Я хочу, чтобы он занимал большее, чем сейчас. Для этого мне должно быть там «суперинтересно». В прошлом году должен был «тронуться лед» в проекте под названием «Синематеатр», с которым я долго ношусь, как с «писаной торбой». В планах администрации был ремонт с реконструкцией театра в 2-х зальную конфигурацию. Ждали своего часа закупленные звуковые компоненты фирмы “Klein+Hummel”, из которых можно было смонтировать, в одном из залов, универсальную систему пространственного звука в формате 5.1- 8.2, а также видеопроектор (Full HD) и экран, необходимые для дела.

О.М.: формат 8.2. Это с двумя сабвуферами?

Ю.Г.: Да. Во фронтальном расположении (под сценой) слева и справа (в диапазоне ниже 120 Гц). Звуки 80-120 Гц локализуемы и на них может быть построен сценический панорамный эффект.

О.М.: А восемь сателлитов, извините, куда и как?

Ю.Г.: Стандартная конфигурация (7.0 EX, как на схемах предлагаемых всеми производителями многоканальных аудиокодеков ) + потолочный громкоговоритель. Причем потолочный и два боковых (средних) сурраунда, должны были быть (по возможности) плоскими и обслуживать телесный угол 110-160 градусов в диапазоне выше 120 Гц. Я находился в процессе консультаций со специалистами по выбору таких акустических систем (или кластеров) и … Война. Кризис. Отказ в финансировании. Тупик.

О.М.: «Плыли, плыли, вдруг остановка …»

Ю.Г.: Надеюсь в августе этого года звуковую систему в нашем вытянутом зале я всё-таки «укомплектую» до 5.1, произведу приемлемую настройку (что будет сложновато) и, если все согласования с администрацией пройдут нормально, подвешу и задействую проектор с экраном. Тогда осенью можно будет начать апробацию технологий. Когда есть стационарный объемный звук, свет, видеопроекционная система и сцена – можно осуществлять удивительные вещи.

О.М.: Поясните, что Вы имеете в виду под «Синематеатром»?

Ю.Г.: Синтетический жанр. Сплав всех прелестей современного цифрового кино и театра. Возможность соединения в одном пространстве объемного звука 5.1-N.1, как бы «двумерной виртуальной студии» (видео 1080p) со сценическим действом, балетной группой и мастерством художника по свету.

Хорошая кинематографическая (и не только) музыка, сведенная в формате 5.1(особенно 7.1!!), сама по себе просто страшное удовольствие. Вы, как будто, сидите внутри оркестра и музыканты с разных сторон персонально Вам играют «на ухо».

О.М.: « Музыка на-а-ас связала, тайною на-а-ашей стала …»

Ю.Г.: Во-во, только «мягше, гуще, ширше». Живой вокалист перед сценой (рукой можно пощупать), в середине сцены, в вертикально-горизонтальных пучках света «балетный ряд», дополненный соответствующей кинодекорацией с проектора «сквозь них» на экран-задник. И всё это покрыто толстым-толстым слоем замечательной музыки, которую я выбираю лично (у хороших композиторов, моих давних друзей).

О.М.: «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе …».

Вот Вы уже столько всякой красоты наговорили и я уже немало классных песен спел, а между тем, получить Dolby-лицензию, настроить и сертифицировать кинозал с объемным звуком непростое и очень дорогое дело.

Ю.Г.: Возможно. Если вы собрались демонстрировать фильмы и используете технологии и приборы Dolby Labs. У меня другой случай. Особый. Я не собираюсь использовать в этом проекте Dolby-форматы, приборы и технологии. Не потому, что идиот или жлоб. Я безмерно преклоняюсь перед этой компанией, которая дала (и даёт) мировому кинематографу потрясающие, привязанные к плёнке, звуковые возможности начиная от Dolby Stereo до Dolby Surround True HD (не успел ещё с ней познакомиться). Много лет имею удовольствие от общения с форматом Dolby Digital 5.1 (AC3-файлами). Замечательно звучат, особенно в 640 битрейте. Но на дворе ХХI век, я живу и работаю в России, мне интересны свободные, в том числе отечественные, разработки и форматы, на которые можно крепко опираться без оглядки на дорогостоящее зарубежное лицензирование. Народные форматы (и программное обеспечение) совершенствуются с такой скоростью, что противопоставить им что-либо можно, но уже не нужно.

О.М.: Вы ещё скажите, что ездите на «Жигулях».

Ю.Г.: ВАЗ-21144(«Самара») (рис. 4) в люксовом исполнении с кучей полезных прибамбасов, но самое главное – скорость. Движок 1,6 литра, не машина а самолёт. Купил 1,5 года назад, проинтуичил, что впереди тяжелые времена.

О.М.: Там, Там-та-там, Тааа-та-там, та-там, та-рам.

Ю.Г.: Галантно, но Шопен плохо прозвучал.

О.М.: Может быть у Вас и телевизор - «Рубин»??

Ю.Г.: Есть. Рубин 55FM10T (в маленькой комнате), подарили лет пять назад для экспериментов. Плоский экран, стереозвук. Его «уволенного прадедушку» в 1992 году, упёрли от подъезда через 15 минут. (рис. 5 мой бывший «упёртый» телевизор, 1992г).

О.М.: А …

Ю.Г.: … фабрики «Большевичка», сидит неплохо.

О.М.: И …

Ю.Г.: … и Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди …

О.М.: Да …

Ю.Г.: Да здравствует наша Держава …

О.М.: Да хватит уже, говорю. Здесь я певец, а вы звукорежиссер, ну и ведите себя соответственно. Так что Вы там говорили про народные …

Ю.Г.: …форматы видео и звука. Когда ты свободен в выборе бесплатных средств, можно дать волю фантазии. В «Синематеатре», возможно, это будут «контейнеры» MKV(matroska) или DivX c HD-видео и некомпрессированным 6-8 канальным звуком WAV, компрессированными Wma9Pro, OGG … Во главе всей этой истории - хороший ноутбук с дополнительным DVI-выходом (на проектор), внешняя звуковая карта (FireWire) типа MOTU Traveler. Способов воспроизведения аудио/видео - масса, в том числе синхронно или независимо, (я сейчас «вентилирую» разные варианты) но, естественно, главное - лицензионный Windows!!! Я думаю, что все мы помним несчастного директора провинциальной школы с очаровательной фамилией Поносов, которого волтузили перед всем миром за контрафактную операционную систему. Нам такой «хоккей» не нужен.

О.М.: Есть симпатичный приборчик Dune HD Mini. Делает всё тоже самое в три раза дешевле вашего «джентльменского» набора. Имеет поддержку MKV, DivX и перечисленных Вами аудиокодеков.

Ю.Г.: Браво, Олег! Вы не только петь умеете. Только если бы в жизни всё было так просто, все вокруг были бы Майклами Джексонами. Dune HD Mini хорош для дома и семьи, но у него аналоговый стереовыход. Придётся посылать по HDMI (или оптике) сигнал на декодер ресивера, а это уже совсем другая история. Для моих нужд требуется колоссальная пропускная способность тракта и «рентабельный», «чистый» в правовом отношении аналоговый сигнал 7.1 (Pure Direct). Иначе мы не услышим нашу волшебную музыку правильно, пространственно и «на ухо».

О.М.: «Верните музыку, без музыки тоска…»

Ю.Г.: Можно иногда прибегать к помощи «старшего брата» - Dune HD Center с 7.1 выходом, но он не имеет такой гибкости и оперативности в работе, как система с ноутбуком.

О.М.: А почему «Синематеатр», а не кинематеатр, как это было в начале ХХ века? Оригинальничаете?

Ю.Г.: Моя компания называется «ГСС Синема» (GSS Cinema) и затеваю я всё это на театральной «платформе». Как корабль назовёшь – так он и поплывёт. То, что собираюсь делать, я назвал «Синематеатр». Другие пусть называют, как хотят.

О.М.: «Дважды два - четыре, дважды два - четыре, а не пять, а не семь, это ясно всем…». Я вот тут прикинул, по ходу. На подавляющем большинстве аудиокарт типа Traveler восемь выходов. Вы говорили о схеме 8.2. Как собирались «протаскивать» 2 дополнительных канала? В своё время Dolby Labs разработала спецприбор Surround Adapter SA-10 (толстый дорогой ящик), для «транспортировки» седьмого канала в стандартном «контейнере» DD5.1.

Ю.Г.: Задачка в 2 действия для студентов-радиотехников. Стоимость используемого небольшого прибора хорошего качества порядка 300 $. Помозгуйте на досуге.

О.М.: Хорошо. А нужно-ли всё это людям? Придут ли в Ваш «Синематеатр»? Понравится ли? В лепёшку расшибётесь, а зачем?

Ю.Г.: Россыпь вопросов вместо песни. Огорошили. Ответ, я думаю, сами допоёте?

О.М.: «Надо что-то важное, ребята, в этой жизни совершить!»

Ю.Г.: Гениально. Почти попали. Если бы режиссёры и драматурги сильно мучились этими вопросами, мы бы недосчитались многих хороших фильмов.

О.М.: Ладно. С технической стороной и идеологической платформой - ясность. Но любой сырой проект без финансирования – пустой звук. Нужно время для постановочного процесса, хоть и малочисленный, но персонал. Балет. А люди хотят есть, пить и … всё остальное. А на это нужны деньги. Как «раскрутить» без «бензина» такой механизм? Не понимаю, но… , по Вашему хитрому лицу, кажется, догадываюсь...

Ю.Г.: Запевайте, Олег, смелее.

О.М.: «Вера в людей, вера в людей, главное наше оружие!»

Ю.Г.: Да Вы просто Иосиф Кобзон! На концерт пригласите?

По всем законам физики майский жук летать не может, но он об этом не знает и поэтому летает. Здесь действуют похожие принципы. Постоянная команда состоит из людей проверенных, закалённых «в боях и походах». Каждый - суперспец в своём деле и мы пользуемся взаимным доверием. Аудио-видео продюсер (он же звукорежиссер), 2-3 актёра (вокал, пластика, мелодекламация), - типа «и швец и жнец и на дуде игрец», художник по свету, гримёр, костюмер, реквизитор, монтировщик. Профессиональная (небольшая) балетная группа Большого театра – дополнительный «козырь» в этой «колоде», имеет свою автономную программу. Надо лишь обеспечить им смачный многоканальный аудиоряд и красочное визуальное оформление. Нужные компоненты этой системы задействуются только в нужную минуту. Мы все очень занятые люди и бережём друг друга от лишних «телодвижений». Естественно, «связующей и цементирующей» силой является продюсер-антрепренёр (он же иногда режиссёр, кормилец, поилец). Обычно в этой роли выступает (рис. 6) Владислав Демченко (засл. арт. России), с которым мы в течение 14 лет осуществляли все шоу-проекты. Театральные:

1995г. «Контрабас» Патрика Зюскинда,(несколько европейских гастролей и фестивалей),

1999г. «Сказка о Попе и работнике его Балде», режиссер Владимир Щеблыкин, (Гран-При Авиньонского театрального фестиваля), до сих пор кассовый репертуарный спектакль театра Симонова.

2004г. «Облом.ОК» Дмитрия Угарова, (несколько европейских гастролей и фестивалей),

2006г. «Варфоломеевская ночь» (отложенный, перспективный проект), демо-трейлер есть на моём сайте.

Гала-концертные программы, бесчисленные постановки сложносочиненных театрализованных корпоративных «веселий» и арт-презентации - это отдельный разговор.

О.М.: «Всю-то я Вселенную прое-е-хал …». Шайка суперменов направляется за Золотым Руном?

Ю.Г.: Антрепризу не мы придумали, весь мир на ней «сидит». По разному начинают, но приходят к похожим результатам. Фестивали, гастроли, заработки, успех-неуспех. Мы, как правило, начинали с нуля и по крупицам, на честном слове, с эмоциональным коллегиальным редактированием (до драки не доходило), собирали «продукт». Каждый «коммандос» имеет право голоса и тащит идеи на общий алтарь. Обычная русская «нанотехнология». Из ничего - нечто. Суп из топора, замок из воздуха, овчинка из выделки. Спектакль из флюид. Скатерть-самобранка. Любых зрителей (не критиков) пленяет такой «секрет». Проверено. «Вам обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад». Это про них. Три фонаря (типа- свет), полторы колонки (типа- звук), две тряпки (типа- декорация) и бездна удовольствия зрителям, потому что «народ делал для народа, по народным рецептам, с душой и божьим благословением». В спектакле «Облом.ОК» у нас шёл «натуральный» дождь. Трёхколенная водопроводная труба с дырочками (под потолком), длиннющий шланг (кран не всегда рядом), на полу тазы с поролоновым наролнителем (чтоб капли не барабанили) и искусство «аква-мастера» Игоря Ильича Гусева (светлая ему память). Он ещё и снегом «командовал». У иностранцев «крыша уезжала».

О.М.: Занятно. Юрий, а вот такой вопросик между глаз. Когда Вас называют звукооператором или (не дай Бог!) «радистом», как принято во многих театрах, обижаетесь?

Ю.Г.: Да не обижаюсь ни на что. Когда в глаза называют радистом – извиняюсь, говорю, что забыл дома блокнот с шифрами и уезжаю. Последний прецедент был лет десять назад.

Со «звукооператором» сложнее. Если ваши действия «уложили» в аббревиатурную формулу ДДЧТГ – ДДЗТБ (давай делай что тебе говорят, думать другие за тебя будут), - вы по сути звукооператор, без обиняков. Когда я работал на звукозаписывающих студиях, очень часто приходилось «прогибаться» под продюсера, который «руками водил». Поэтому в 2000 году я прекратил эти насилия над своим организмом. В кино «звукооперил» фильм Михаила Кокшенова «Юбилей прокурора» (2003г, Full Production под полным диктатом режиссера). В 2007 году – история с фильмом Евгения Лунгина «Путешествие во влюбленность» (постпродакшн). Посмотрел рабочий материал, понравилось. Режиссер согласился на «производственный диалог» и взаимное участие в звуковом концепте, но через неделю я понял, что работаю звукооператором и очень мягко расстался с этим проектом.

Каждый сам выбирает себе дорогу и статус. Упомянутый выше Влад Демченко давно окрестил меня художником по звуку и в райдерах указывает именно этот термин. Я не против. Он отражает суть.

Вам что-то не поётся?

О.М.: Заслушался. Юрий, давайте-ка всё-таки немного о кино, да и вернёмся к Вашим прошлогодним прогнозам. Вас посещают видения, Вы на досуге «дешифруете» Нострадамуса или дружите с «кофейной гущей»? Прям «накаркали» нам кризис.

Ю.Г.: Какой славный кислотно-щелочной вопрос. Сразу напрашивается встречный (из «Кавказской пленницы») - «Скажите, а часовню тоже я развалил..?» Видений нет, Нострадамус ни при чем, кофе пользую исключительно растворимый. На «вооружении» только природная наблюдательность вкупе с потребностью делать сложные выводы из простых вещей.

Призрак американского дефолта «маячил» еще в 2007 году. Просто «Буш и компания» сумели оттянуть его до осени 2008 и переложить на плечи другого президента. (Судьба нашего стабилизационного фонда в этой ситуации интересно выглядит). Было ясно одно: это будет планетарная проблема на несколько лет и по нам она может ударить очень сильно, несмотря на заверения министров. Многочисленные интервью Карена Шахназарова и других крупных руководителей медиапроизводств подтверждают катастрофическое положение дел в кино и телеиндустрии на сегодня. Шикарные производственные мощности простаивают и безнадежно стареют, людям урезают зарплату и потихоньку «выдавливают» на улицу. Нет финансирования – «нет кина».

Мировой денежный голод (хитросплетённый на Уолл-стрите) одинаково «уморил» крупный и мелкий бизнес. Мы все теперь играем на одном поле. С небольшой разницей: у некоторых «в защечных мешках» есть денежные накопления и они рассчитывают пересидеть трудные времена , в «замороженном» состоянии ничего не меняя в жизни. У кого с накоплениями не получилось – 2 пути:

1. Для пассионариев -начать собственное актуальное дело, которое может в будущем (при новаторском менеджменте) вырасти в перспективную компанию.

2. Для сомневающихся, (“Если парень в горах «не ах…»”) - примкнуть к инициативной группе пассионариев-«единоверцев», исповедующих вышеупомянутые «народные нанотехнологии».

О.М.: Где-то я уже это слышал. «Мы наш, мы новый мир построим…», кто был ничем , тот станет Абрамовичем. Или Чубайсом. Вкусно говорите. Понимаю, что за них Вы не боитесь, за сомневающихся. А за себя? Не боитесь тотального провала во всех Ваших космических замыслах и анафемы?

Ю.Г.: В природе всё возможно, но где наша не пропадала. Я расставляю крепкие «подпорки» вокруг себя в виде людей и добрых дел. А потом, при любом раскладе я всегда найду чем себя занять.

О.М.: «Де-ло есть у нас, в са-мый жуткий час…». Юрий, а у Вас в голове постоянно «бурлит» или «штиль» всё-таки бывает?

Ю.Г.: «Моё воображение всегда полным-полно…». Киноклассика.

О.М.: Дразниться не надо, «Король-олень», Табаков пел. Помню. Вы у меня просто с языка стянули. Ну, наверное, на сегодня хватит. Встретимся через несколько месяцев, поговорим?

Ю.Г.: Поговорим.

О.М.: «Поговори со мною ма-а-ама…». Достал я Вас своими «частушками»?

Ю.Г.: Да нет. У Вас приятный тембр и манера как у Криса Ри.

О.М.: О как! А Вы прокатите меня на вашем патриотическом аэромобиле, для полноты картины?

Ю.Г.: Поехали.

О.М.: «Он сказал – поехали, он взмахнул рукой…»

Беседу с Юрием Гурьяновым мы, возможно, продолжим в следующем номере.
Вопросы ему можно задать по телефону:
(495) 965-01-13,
или по адресу: guryanoff@list.ru.
А познакомиться с работами
можно на сайте: www.guryanoff.ru


----------