Пресса

Жизнь прекрасна

Валерий Никитский

Передо мной сидел повзрослевший Паша Остапчук из фильма "Завтра была война". Помните симпатичого юношу, друга главной героини? И нынче, спустя годы, он по-прежнеу подвижный, живой, с вечным огоньом в глазах. Улыбка мгновенно вспыхивает и неожиданно гаснет. Перевоплощается на глазах - акерская выучка не остается за пыльыми кулисами, она всегда при нем. В придачу к словам - целая гамма чувств: восклицание, шумный вздох, рука с сигаретой, как кроечная ракета, описывает замысоватые дуги. Она летит по актерской жизни, впрыгивает в зрительный зал, освещает чьи-то лица...

Роман с театром

-- Мне 34, не женат, хотя обручен. С театром, конечно... Ведь ровно полжизни при театре -- в 17 лет приехал в Москву из Ленинграда и прямиком в Щукинское. Курс набирал Евгений Рубенович Симонов. Поступал долго -- не удивляйтесь. По мастерству было бесспорное "пять", зато сочинение, написанное той, содержало 84 ошибки! Симонов метался и в конце концов сумел выбить в училище еще два места - для Аллы Мироновой и меня.

С разрешения двух министров, заметьте: культуры и высшего образования! Раскрою еще одну страшную тайну сочинение я потом "переписывал" в кабинете директора. Но устно!

После окончания Щукинского не собирался оставаться Москве -- в Питере звали аж в пять театров, в том числе, товстоноговский драматический. Но Евгений Рубенович создал в училище дополнительный 5-й курс и незадолго до смерти "выбил" это здание -- будущий Театр Симонова. Я остался и не жалею. Вспоминаю ли учителя? Лучше сказать, что я никогда о нем не забываю...

Наш театр -- целая гамма сложных впечатлений. Родной дом, в котором бывает и хорошо, и плохо. Но это моя плоть и кровь... Когда у меня возникает любовный роман, это очень сильно стимулирует творчество. Говорите, надо больше романов? Но тогда это будет уже не роман, а повесть.

Хочу сказать еще об одном человеке, который мною высоко чтим -- Вячеслав Анатольевич Шалевич. Он подписывал мой диплом, благоволил во время пробы в Вахтанговском, когда меня стали ругать. Не упускал из виду и позже... Сегодня он в театре -- художественный руководитель, и работается с ним прекрасно.

Это страшное слово -- "антракт"

О себе мне трудно говорить -- к актеру Демченко отношусь достаточно критически. Неуравновешенный человек, очень ранимый. И по большому счету одинокий -- это уже свойство драматического исполнителя и просто актера как такового. Но, слава Богу, я здоров и как будто нужен театру! Лучшая роль, по-моему, в "Самоубийце" Эрдмана. Обожаю Чехова, в "Предложении" сыграл больше 2000 раз! Чехова играл даже на немецком языке. Гастролировал в Швейцарии, Югославии, Чехии, Польше, Австрии. Сейчас предстоит сложнейшая роль Аргона в "Тартюфе", ставить будет спектакль Игорь Кутасов -- режиссер новоиспеченной эстетики, настоящий мастер. На режиссеров мне всегда везло -- работал с Валерием Фокиным, Людмилой Рошкован... Как я себя оцениваю? Самое опасное -- окружить себя домашними поклонниками -обожателями, которые только и будут говорить: все гениально! У меня же наоборот -- друзья всегда скажут, что хорошо и что плохо. Хотя к критике я отношусь неважно...

В кино у меня 25 ролей -- есть и примечательные: в "Замке", "Наваждении", "Аферистах". Не бросаюсь на все подряд, но всегда готов к шансу, если он представится. А он будет обязательно. Рад безмерно, что жизнь бурлит, она прекрасна -- недавно меня утвердили на большую роль в фильме "Захват", где сыграю молодого фээсбэшника. В общем, слово "антракт" -- самое страшное для меня -- звучит редко. Еще работаю на телевидении, веду рубрику "Этикет" в передаче Аллы Будницкой на ТНТ. Потрясающе красивая передача -- стильная и со вкусом! Программа "Гурман" пока "отдыхает", но надеюсь в ней еще появиться. Два слова о продюсере Демченко -- ваш покорный слуга участвовал в создании нескольких больших проектов. Возил в Европу спектакль "Шарф Коломбины", ансамбль "Березка", балет Большого театра.

Моя Москва начиналась с Арбата

Арбат? Все самое примечательное связано с ним. Моя Москва начиналась с него, еще когда я жил в Ленинграде. Много времени проводил в поезде, но выходя из вагона, почти сразу оказывался на этой улице... Несколько лет снимал комнату на Малой Молчановке, учился на улице Щукина. Совсем недалеко от театра -- беседка в детском саду. Там столько слез мною пролито, столько огорчений я испытал, когда не получались роли, когда мучился, хотел все бросить! Но и радость переживал тоже там... Вы знаете, что я на Арбате несколько лет проработал дворником? Так подрабатывал, когда учился в училище -- чистил снег в Сивцевом Вражке, листья сгребал. Об этом и запись в трудовой книжке осталась...

Здесь каждый камень Демченко знает? Не знаю. Но я точно Арбат знаю досконально. Хотя скорость моей жизни велика, все равно успеваю задержаться и увидеть что-то красивое. А на этой улице можно останавливаться то и дело. Увы, мне некогда -- надо бежать. Завтра другой день и новые роли.


----------